Мой сайт
 
Главная » 2014 » Июнь » 3 » Не дадим разрушить храм николы мокрого. Богоявленский Собор во время войны
08:19

Не дадим разрушить храм николы мокрого. Богоявленский Собор во время войны





Московский Богоявленский кафедральный собор

В.А. Любартович, Е.М. Юхименко

Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода (Отрывки из книги)

Перед самым началом Великой Отечествен­ной войны кафедральный собор Москвы <...> оказался перед угрозой закрытия. Об этом вспоминала его прихожанка Зоя Вениами­новна Пестова, жена профессора Н. Е. Пестова <...>: «Начало войны застало нас в Москве. Нака­нуне, в субботу 21 июня я была у всенощной в Елоховском соборе. Служил отец Николай Колчицкий. Служил и плакал, а после окон­чания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закры­вается и ключи сдаются в исполком. <...> На другой день рано утром я уже была в хра­ме. Народу было немного. Все стояли груст­ные и печальные. После окончания Литур­гии все ждали, что вот сейчас придут пред­ставители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой» *1 .

Фашистская Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших. В тот день в Бого­явленском соборе служил литургию митрополит Сергий. Вернувшись после окончания службы к себе, в митрополичий дом в Бауманском пер., владыка узнал о начале войны. Сразу же уединившись в своем кабинете, он написал и собственноручно отпечатал на пишущей машинке «Посла­ние пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Это по­слание вскоре было размножено и разослано по всем уголкам страны *2 .

«Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие ис­пытания,— писал Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий.— С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. <...> Цер­ковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» *3 .

Вечером 26 июня на молебне о победе рус­ского воинства в Богоявленском соборе мит­рополит Московский и Коломенский Сергий призвал соотечественников на подвиг защиты родной земли, ее исторических святынь, ее не­зависимости от иностранного порабощения. Он произнес тогда знаменательные слова: «Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной, да унесет она с собой всякие тлетворные миазмы: равнодушие ко благу Отечества, двурушничество, служение личной наживе и пр. У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Раз­ве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве соби­рались в наш храм и начало нашего всенародно­го подвига в защиту родной земли освящаем цер­ковным богослужением?» *4

С того дня в соборе начался сбор пожерт­вований на нужды обороны страны. К свеч­ному ящику подходили прихожане и вно­сили свою лепту на дело скорейшей победы над врагом. Примером им послужил сам мит­рополит Сергий, который, призвав верую­щих к патриотической жертве, снял бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди своей, положив основание к сбору средств на дело скорейшей победы *5 .

Особую известность получила среди верующего народа проповедь, произнесенная в Елоховском соборе 10 августа 1941 г. главой Ленин­градской епархии митрополитом Алексием (Симанским), его слова о пат­риотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и св. Александ­ра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу. <...> Мы будем не­поколебимы в нашей вере в конечную победу над ло­жью и злом, в окончательную победу над врагом» *6 .

С началом налетов на Москву вражеской авиации на колокольне собора был оборудован пост противо­воздушной обороны с размещенными на нем боевы­ми расчетами зенитчиков, защищавших небо столи­цы и район Елохова от бомбежек *7 . В самом храме были приняты меры к затемнению помещения, а ко­локольный звон был перенесен в один из алтарей.

В условиях критического положения под Москвой в октябре 1941 г. и на случай захвата столицы гитле­ровскими войсками по распоряжению Государ­ственного комитета обороны были заминированы и подготовлены к уничтожению здания органов госу­дарственной власти, оборонные предприятия, объ­екты жизнеобеспечения города. Предполагалось, что в случае захвата Москвы немецкое военное ко­мандование и гражданская администрация проведут торжественные богослужения в лучших храмовых зданиях. Поэтому тщательно замаскированному ми­нированию были, в частности, подвергнуты некото­рые помещения Богоявленского Елоховского собора и здание бывшей лютеранской кирхи святых Петра и Павла в Старо­садском пер. Специально подобранные группы нелегалов-боевиков дол­жны были осуществить подрыв храмовых зданий в случае проведения в них подобных богослужений. Но уже в январе 1942 г. эти здания раз­минировали, изъяв взрывчатые вещества и запалы *8 .

7 октября 1941 г. Моссовет предложил Патриаршему Местоблюсти­телю выехать из Москвы в эвакуацию вместе со своими сотрудниками. Внезапно заболевший владыка Сергий 12 октября составил и подписал завещание, а 14 октября, несмотря на плохое самочувствие, был вывезен в Ульяновск, куда прибыл 19 октября. Его сопровождали: митрополит Ки­евский и Галицкий Николай (Ярушевич), протоиерей Николай Колчицкий, протодиакон Георгий Антоненко, иеродиакон Иоанн (Разумов) и дру­гие приглашенные им частные лица. К управлению церковными делами по Москве Блаженнейшим митрополитом Сергием был призван на­ходившийся в должности настоятеля храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище архиепископ Волоколамский Алексий (Палицын), в помощь которому был оставлен в Москве епархиальный секретарь о. Сергий Даев (с 14 мая 1944 г. епископ Можайский Макарий) *9.

22 февраля 1942 г. в Москве был 20-градусный мо­роз, но тысячи москвичей собрались в неотапливае­мом Елоховском соборе на торжественное богослу­жение с молебном о даровании победы русскому во­инству. После литургии, которую совершал митро­полит Киевский и Галицкий Николай в сослужении архиепископов: Куйбышевского Алексия (Палицына), Горьковского Сергия (Гришина), Уфимского Алексия (Сергеева), епископа Калужского Питирима (Свиридова) и соборного духовенства, был отслу­жен молебен. Митрополит Николай огласил теле­грамму, полученную митрополитом Московским и Коломенским Сергием от Блаженнейшего Христо­фора, Папы и Патриарха Александрийского, с по­здравлениями по случаю «блестящих побед русских армий, ведущих к полному разгрому могущества сил ада» *10 .

Митрополит Николай (Ярушевич) в ноябре 1941 г. вернулся в Москву и в своих письмах к митрополиту Сергию сообщал об обстановке в храме и в покину­том Патриаршим Местоблюстителем доме в Бауман­ском пер. В письме от 28 февраля 1942 г. он писал: «Сегодня (суббота) и завтра (2-е воскресенье В[еликого] Поста) все наличные архиереи служат по своим храмам: <...> и я — в Елохове. Завтра в Ело­хове предполагаю совершить и пассию. В прошлое воскресение я, слава Богу, не простудился в Елохове. <...> Холод в храме был, как говорят теперь, «жуткий». Нашей столовой в патриархии явля­ется сейчас комната о. Иоанна, так как стол в столовой а[рхиепископом] Алексием [Палицыным] обращен в его рабочий или письменный стол. <...> В квартире холодно: в канцелярии 5° С, в комнате моей (за перего­родкой) — столько же, а в столовой (т. е. в комнате а[рхиепископа] Алек­сия) — градусов 10. Дрова на исходе, но я уже принял меры к подысканию следующей партии дров» *11 .

31 октября 1942 г. митрополит Киевский и Галицкий Николай сооб­щил в Ульяновск важную новость: «Вчера, будучи приглашенным в Моссовет, я узнал, что согласно нашему ходатайству в Моссовете решено предоставить патриархии и вторую (ра­нее ей принадлежавшую) квартиру в доме № 6, т. е. предоставить нам весь дом целиком. В ближайшее время предполагается освободить для нас - площадь этой второй квартиры. Предстоит, конечно, ремонт, так как та квартира очень запущена» *12 .

В январе 1942 г. Богоявленский собор внес 300000 р. пожерт­вований на оборону отечества, а в феврале того же года — еще 215000 р. на подарки бойцам Красной Армии12. (12 Селиванова Т. А. Соборяне в дни Отечественной войны // Правда о религии в России. М., 1942. С. 175-177.) Всего же за пе­риод с июня 1941 по июль 1944 г. в Фонд обороны от Елоховского собора были перечислены от имени духовенства и верующих 835 900 р. и на подарки бойцам Красной Армии 535 100 р. *13 Кроме того, 70 000 р. было передано в Пат­риархию на издание в 1942 г. книги «Правда о религии в России».

О торжественной, взволнованной молитвенной атмосфере в Богояв­ленском соборе в первую военную зиму повествуют воспоминания его давнего прихожанина профессора Григория Петровича Георгиевского (1866-1948) — старого москвича, книговеда и историка Церкви, сотруд­ника Московской Патриархии. Не покидавший Москву в военное ли­холетье, Г.П. Георгиевский часто посещал службы в своем приходском храме, тесно общался и с богомольцами, и с клириками, и с постоянно служившим в соборе заместителем Блаженнейшего митрополита Сер­гия по управлению Московской епархией митрополитом Николаем (Ярушевичем). «После литургии завтра <...> у меня пьет чай дорогой гость в лице Григория Петровича»,— сообщал 28 февраля владыка Ни­колай в Ульяновск Блаженнейшему Сергию, хорошо знавшему Георги­евского еще по годам совместной с ним учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии *14 .

Г. П. Георгиевский с удовлетворением отмечал подъем религиозного чувства верующих, в годину тяжких бедствий испытывавших насущную необходимость частого посещения храма, особенно в дни Великого пос­та 1942 г.: «Все стремились исповедаться и причаститься. Желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преждеосвященными литургиями по средам и пятницам. В обычные же дни для причас­тия, особенно в некоторые субботы, причастников <...> собиралось так много, что служба начиналась в б часов 30 минут утра и оканчивалась в 4-5 часов дня» *15 .

В те дни за молитвой в соборе Богоявления к Григорию Петровичу приходили отрадные воспоминания о торжественных службах и служи­телях храма недавнего довоенного времени: «Собор во всем своем блеске. Блестят золотом и красками иконостасы и иконы, все кругом утопает в цветах, придающих особую пестроту од­нотонности металла и дерева. Все детали искусно сочетаются во взаим­ном дополнении одна с другой и обнаруживают волшебника-мастера, с необыкновенным старанием и умением создавшего оригинальный ан­самбль для торжественной службы.

Стоя в соборе в эти великие минуты, невольно вспоминаешь о. Нико­лая Колчицкого, соборного настоятеля, создателя и вдохновителя этой со­борной красоты в великие церковные праздники. Все проходило слажен­но, стройно, без единого диссонанса и в возгласах и поведении диакона, и в пении клира, хора и чтецов. Богомольцы, переполнявшие сейчас со­бор,— это все духовные дети о. Николая. Он умел и их привлечь к дея­тельному участию в подготовке праздничных торжеств. Общими усилиями создавалось то великолепие, в каком собор встречает и сегодня Пасху» *16 .

В 1942 г. Русская Православная Церковь праздновала самую раннюю Пасху. В условиях осадного положения Москвы проведение ночной службы с 4 на 5 апреля было немыслимым делом, но, к радости право­славных верующих, в 6 часов утра 4 апреля городское радио сообщило распоряжение коменданта города о свободном передвижении прихожан в свои храмы в Пасхальную ночь. В течение дня 4 апреля тысячи людей устремились в кафедральный собор для освящения куличей, пасох и яиц.

«На улице Баумана около Елоховского собора оживленный людской ро­кот и большой, вытянувшийся и опоясавший громадное церковное строе­ние, хвост,— вспоминал очевидец.— Идут прикладываться к плащанице — она стоит посреди храма последние часы. В правом приделе, в мерцании свечей, в тусклом свете, что проникает через узкие стекла окон, уже при­готовленных к ночному затемнению, происходит церемония освящения куличей, пасох и яиц.

У многих не хватило ни усилий, ни времени, чтобы приготовить все это освященное веками великолепие пасхального дня. Но пасхальный хлеб, благословленный священником, должен быть в доме верующих. И вот стоит женщина с кара­ваем обыкновенного белого хлеба, купленного в магазине. Рядом с ней седовласый старец дер­жит в салфетке, столь же белой, как и его борода, десяток сухарей. Тут освящают торт, давно заго­товленный для этого случая. А вот в углу, в отда­лении от всех, стоит маленькое, робкое семилет­нее существо. В ее тонких ручонках, на обрывке вчерашней газеты — кусок серого пшеничного хлеба с воткнутой в него свечкой. Священник благословляет и этот смиренный пасхальный хлеб, хлеб войны» *17 .

К Пасхальной заутрене в храм пришло 6500 чел. и в основном женщины в возрасте 40 лет и старше: «Помещение собора было набито битком людьми, верующим трудно было руку поднять для моления. Стояли все стиснутые, так тесно. В церкви были муж­чины, много молодежи. Даже военные были и тоже слушали речь протоиерея» *18,— информировал секретный сотрудник группы НКВД по работе в Москве свое руководство. Сонм священнослужителей возглавлял митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). К заутрене прибыли представители дружественной британской армии, которые находились в храме с возжженными свечами, как все богомольцы.

В ту пасхальную ночь в Елоховском соборе был и юный Николай Пес­тов, о чем так вспоминала его сестра Наталия Николаевна: «Коля пошел один к заутрене, я с папой собралась к обедне. Коля вер­нулся домой весь мокрый, потный, с чужой шалью на плечах. Он расска­зал, что храм был настолько переполнен, что толпа качалась, как один че­ловек, то вправо, то влево. По окончании службы, когда стали выходить, то и Колю вынесло на улицу, причем на плечах у него оказалась чья-то шаль» *19 .

В годы войны не прекращалось пополнение штата клириков Елохов­ского собора. 11 февраля 1943 г. митрополит Московский и Коломенский Сергий назначил протодиаконом соборного храма о. Петра Петровича Байкова (1892-1975), служившего с 1920 г. диаконом в ряде московских церквей. Прихожане собора в течение 30 лет видели за богослужениями этого почтенного протодиакона с пышной шапкой совершенно белых волос и с округлой седой бородой. Всем были хорошо знакомы и его спо­койная, словно «задумчивая» походка, и благообразный облик, и ров­ный, бархатный тембр голоса. За Патриаршими службами он был, как правило, вторым служащим диаконом и, кроме ектений, читал Апостол, восхищая молящихся с ним ровностью мягкого звука и четкостью чте­ния. Отец Петр ревностно трудился в соборе до 1974 г., являясь сослужителем трех Святейших Патриархов: Сергия, Алексия и Пимена, мно­жества архиереев и священников, призывая верующих к совместной молитве с амвона Патриаршего собора *20 .

Митрополит Николай (Ярушевич), являясь заместителем и полномоч­ным представителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митро­полита Сергия в Москве, летом 1943 г. начал переговоры с властями о скором возвращении из эвакуации митрополита Сергия *21 . 31 августа 1943 г. православные верующие Москвы с почетом встретили на Казан­ском вокзале истосковавшегося вдали от своей паствы Первосвятителя. Присутствовавший при этой встрече епископ Молотовский Александр (Толстопятов) записал такие впечатления об этом дне: «С нескрываемой радостью Блаженнейший вошел в свои скромные по­кои в Бауманском переулке. Все было ему любо, все по душе: и привыч­ная мебель, и угольник с иконостасом, и портреты святителей на стенах, и живые лица любезных ему москвичей. Все располагало его к спокой­ствию и уюту, к уединенной молитве, к размышлениям и трудам. Иноческие подвиги прочно сложили монашеский быт Первосвятителя Русской Православной Церкви, и его душа не искала и не хотела ничего больше­го, ничего лучшего. <...> Блаженнейший принципиально отрицал богат­ство и роскошь в личном имуществе, всю жизнь уклонялся от личной сла­вы и не без труда уступил, когда перед ним развернулись перспективы ожидающих Русскую Церковь событий в ближайшие дни» *22 .

3 сентября 1943 г. впервые после возвращения из Ульяновска Место­блюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий служил Боже­ственную литургию в Елоховском соборе, и впервые же в тот день в хра­ме пел новый правый хор под управлением замечательного регента Вик­тора Степановича Комарова (1893-1974). До тех пор в богослужениях участвовал хор слепых певцов, перешедший затем в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

В. С. Комаров, считавший своими наставниками и учителями выдающих­ся регентов и духовных композиторов П.Г. Чеснокова, Н.М. Данилина, К.Н. Шведова, начиная с 1912 г. являлся руководителем правых хоров во многих московских храмах. Хоры под его управлением пели за цер­ковными службами, которые возглавлялись Святейшим Патриархом Ти­хоном и архиепископом Иларионом (Троицким) и в которых участво­вали великий архидиакон К. В. Розов, протодиаконы М.К. Холмогоров и В.Д. Прокимнов, достигая особой красоты богослужений в соответ­ствии с требованиями церковного устава.

Виктор Степанович сам написал ряд церковно-музыкальных произве­дений. <.../>

Патриарх Сергий, будучи музыкально одаренным, любил и понимал церковное пение, часто сам находил духовную радость в исполнении на фисгармонии переложений духовной музыки и монастырских напевов. Большой наградой для В. С. Комарова были слова Святейшего, обычно избегавшего оценок в превосходных степенях: «Хор у него хороший». Виктор Степанович великолепно чувствовал и исполнял древние ори­гинальные напевы и с успехом интерпретировал сложные многоголос­ные сочинения крупнейших церковных композиторов.<.../>

8 сентября 1943 г. в новой резиденции Московской Патриархии (Чис­тый пер., д. 5) состоялся Собор епископов Русской Православной Цер­кви, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси и об­разования при нем Священного Синода. Собор архиереев единодушно избрал Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия Святейшим Патриархом. На 12 сентября в Богоявленском со­боре было назначено церковное торжество интро­низации, т. е. возведения на Патриарший престол вновь избранного Первосвятителя.

В этот знаменательный день Святейший Сергий был встречен у дверей храма всем составом Собора из 19 лиц высшей иерархии Русской Православной Церкви во главе с постоянными членами Священ­ного Синода. Вместе с ними на торжественную встречу вышли виднейшие представители москов­ского духовенства во главе с кафедральными прото­иереем Николаем Колчицким. Святейший владыка Сергий приложился к кресту, поднесенному о. Ни­колаем, и проследовал на кафедру, возведенную по­середине собора.

Затем о. Николай Колчицкий огласил Деяние Со­бора епископов об избрании митрополита Сергия на престол Первосвятителей Московских с возведе­нием в сан Святейшего Патриарха. Эта весть была встречена всеми собравшимися в храме с ликованием и провозглашением троекратного «Аксиос» (греч.— достоин).

Митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) поднес Святейшему белоснежный Патриар­ший куколь с вышитыми золотом херувимами. Этот знак Патриаршего достоинства Патриарх Сергий возложил на себя также под пение «Аксиос». Вслед за этим митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) вручил Святейшему Сергию Патриарший жезл и произнес краткое приветственное слово, по окончании которого соборный про­тодиакон Г. Антоненко провозгласил многолетие «Святейшему Отцу нашему Патриарху Московскому и всея Руси Сергию».

Во время служения Божественной литургии, пред пением «Трисвятой» песни, были провозглашены многолетия Восточным Патриархам и Первосвятителю Московскому Сергию. На великом входе Святейший сам поминал поименно Святейших и Блаженнейших Патриархов: Кон­стантинопольского Вениамина, Александрийского Христофора, Ан-тиохийского Александра, Иерусалимского Тимофея и Сербского Гав­рила *23 .

По окончании литургии Святейший Патриарх произнес слово, в ко­тором он призвал благословение Божие на паству, указывал на ответ­ственность его служения перед Церковью и просил верующих укрепить его силы своими молитвами: «Я обращаюсь с просьбой ко всем собрав­шимся архипастырям и верующему народу усилить молитвы за меня для того, чтобы мо­литвенным предстательством всего народа утвердилось дело церковного управления и чтобы я, опираясь на молитву всей Русской Церкви, твердо вел вверенную мне Богом паству к вечному спасению» *24 .

После произнесения этой речи Его Свя­тейшество преподал свое первосвятительское благословение тысячам богомольцев, которые в тот день заполнили все простран­ство главного храма, трапезной и приделов и ожидали его выхода, стоя на паперти и во­круг здания храма.

В сентябре 1943 г., впервые после 1917 г., в Москву по приглашению Русской Право­славной Церкви прибыла официальная деле­гация инославной Англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским С. Ф. Гарбеттом. 21 сентября, в день праздника Рож­дества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Сергий совершил литургию в ка­федральном соборе с участием митрополи­тов Алексия (Симанского) и Николая (Яру-шевича), архиепископов Сергия (Гришина) и Алексия (Сергеева). К началу богослуже­ния в собор прибыл архиепископ Йоркский С.Ф. Гарбетт со своими спутниками — двумя капелланами Англиканской Церкви. Кафедральный протоиерей Николай Колчицкий провел их в ал­тарь, где они, будучи одетыми в богослужебные одеяния своей Церкви, оставались в левой части алтарного помещения. Здесь же находился посол Великобритании в Москве А. Керр со своими сотрудниками. Пе­ред началом литургии Святейший Патриарх Сергий и архиепископ С.Ф. Гарбетт обменялись приветственными речами *25. 23 сентября все члены делегации вместе с дипломатами из посольства Великобритании и представителями Британской военной миссии в Москве присутство­вали в Богоявленском соборе на торжественном молебне о даровании победы войскам союзников и Красной Армии. Сообщая об этом беспре­цедентном событии председателю Совнаркома СССР И. В. Сталину секретной докладной запиской, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов отметил, что на молебен в храм и около него собралось около 8000 чел. несмотря на проведение его в ра­бочий день *26 . <.../>

В канун праздника Святой Пасхи 1944 г. духовенство храмов Москвы с благословения Святейшего Патриарха призвало верующих к особым пожертвованиям на строительство самолетов для Красной Армии. При­хожанами Елоховского собора тогда было собрано и сдано в Фонд обо­роны страны 100 000 р. Пасхальное богослужение в ночь с 15 на 16 ап­реля 1944 г. в кафедральном соборе возглавил Святейший Патриарх Сергий которому сослужил епископ Архангельский Михаил (Постников) *27 .

В тот день во время совершения заутрени и Пасхальной литургии в алтаре присутствовали многочисленные гости — представители дип­ломатических миссий союзных с СССР стран, в том числе из посольства США — 14 чел. из посольства Великобритании — 4 чел., из Австралий­ской миссии — 2 чел. И уже 17 апреля настоятель собора кафедральный протоиерей Николай Колчицкий получил от советника Американского посольства контр-адмирала флота США С.Н. Ольсена благодарствен­ное письмо такого содержания: «Разрешите мне поблагодарить Вас за Вашу чрезвычайную любезность по отношению ко мне и к моим офицерам, за данную нам возможность при­сутствовать в алтаре собора при богослужении в пасхальную ночь. Это богослужение произвело на меня неизгладимое впечатление и останется нам памятным надолго. Прошу Вас передать Его Святейшеству Патриарху Сергию поздравления с праздником Пасхи и пожелать ему здоровья и сил на многие годы» *28 .

Однако великому иерарху, Главе Русской Православной Церкви суж­дено было прожить уже совсем недолго: 15 мая 1944 г. в 6 часов 50 минут волею Божией Святейший Патриарх Сергий скончался *29 . В тот же день Высокопреосвященнейший митрополит Ленинградский и Новгород­ский Алексий (Симанский), вступивший, согласно завещательному рас­поряжению почившего в Боге Святейшего владыки, в права Местоблю­стителя Патриаршего Престола, вместе с митрополитом Киевским и Галицким Иоанном (Соколовым), архиепископом Саратовским и Ста­линградским Григорием (Чуковым) и кафедральным протоиереем Ни­колаем Колчицким прибыли в собор. Здесь в присутствии представителя Совнаркома СССР Г.Г. Карпова ими было определено место погребе­ния Святейшего внутри храма, у его северной стены, в Никольском при­деле *30 .

Были отданы необходимые распоряжения об устройстве моги­лы ко дню погребения, намеченному на 18 мая.

16 мая в 14 часов гроб с телом почившего Первоиерарха был переве­зен, в сопровождении архиереев и священнослужителей во главе с мит­рополитом Алексием, из Патриаршей резиденции в Чистом пер. в Ело­ховский собор. У собора прибытия гроба ожидали тысячи прихожан вме­сте с митрополитом Иоанном, другими иерархами, а также клириками московских церквей. К гробу Первосвятителя потекли нескончаемые вереницы православных москвичей, желавших навеки проститься с не­забвенным Патриархом. У гроба священники не прерывали чтения Еван­гелия, а заупокойные службы следовали одна за другой. В тот же день заключительная заупокойная вечерняя служба была совершена о. Ни­колаем Колчицким при общенародном пении всех молящихся.

На следующий день, 17 мая, после Божественной литургии, совершенной архиепископом Григорием, была отслужена соборная панихида у гроба Святейшего, наполовину закрытого зеленой Патриаршей ман­тией. На гроб, утопавший в живых цветах, был возложен венок из белых живых роз. В ногах покойного на аналое была помещена икона препо­добных Сергия и Германа Валаамских, а рядом — знаки Патриаршего до­стоинства: белоснежный куколь, предносный крест и посох.

В 17 часов началась общемосковская панихида, которую совершил уп­равляющий Московской епархией митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). По ее окончании состоялся парастас, который служили восемь архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митропо­литом Алексием, настоятели и священники всех московских и многих провинциальных церквей. Во время парастаса митрополит Николай про­изнес надгробное слово, взволнованно выслушанное всеми богомоль­цами и неоднократно прерывавшееся их скорбными рыданиями. До глу­бокой ночи в тот день прощались верующие москвичи со своим Перво-святителем; многие остались в соборе на ночь, и в 2 часа утра панихида была отслужена вновь.

В день отпевания, 18 мая, Высокопреосвященнейшим Алексием была совершена поздняя литургия. К его началу в алтаре собрался многочис­ленный сонм духовенства московских храмов, облаченного в белые ризы. На правой солее вместе с Г. Г. Карповым находились дипломаты: члены французской военной миссии во главе с генералом Петти и греческий посол А. Политис с сотрудниками, а также иностранные журналисты.

Отпевание продолжалось более трех часов. В середине церемонии о. Николай Колчицкий произнес речь, в которой прозвучали и такие сло­ва, нашедшие отзвук горячей любви и благоговения к памяти покойного в сердцах прихожан: «Отец, друг и учитель! Только в том мы находим утешение и поддержку, что Твоя могилка в соборе среди нас. Здесь Ты всегда служил, здесь Ты и упокоишься своим телом навеки» *31 . По окон­чании речи весь народ, переполнявший собор, вместе с духовенством исполнил единым сердцем и едиными уста­ми «Со Святыми упокой». Это был волную­щий момент, который навсегда остался в па­мяти участников погребения как яркое про­явление всенародной любви к почившему Святейшему Патриарху Сергию.

В 16 часов, после последнего слезного це­лования — прощания с усопшим при пении всем народом пасхального тропаря «Христос Воскресе», священнослужители подняли на свои рамена гроб и величественным крест­ным ходом понесли его вокруг храма. Фран­цузский генерал Петти и греческий посол А. Политис пожелали лично участвовать в не­сении гроба вместе с иереями *32 .

Впереди несли Патриарший крест, хоругви и запрестольные иконы. Далее, по двое в ряд, шли диаконы, священники, иеромонахи, мит­рофорные протоиереи и архимандриты, а за ними — архиереи. Шествие замыкал Патри­арший Местоблюститель митрополит Алек­сий, вслед за которым несли Патриарший ку­коль и икону преподобных Сергия и Германа Валаамских, а затем уже гроб с телом Патри­арха, осеняемый рипидами. На улицу доно­сился погребальный звон колоколов.

Через западные двери крестный ход вер­нулся в собор. Гроб пронесли к могиле, и по­сле литии и посыпания тела перстью земной архиереи закрыли гроб крышкой. Он был опущен в могилу под пение пасхального канона «Аще и во гроб снисшел еси, бессмертне». По окон­чании печальной церемонии могилу накрыли временной плитой, вок­руг которой затеплились бесчисленные свечи. На другой день с утра мо­гила Святейшего Патриарха Сергия украсилась целой клумбой из жи­вых цветов *33 .

21 мая 1944 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Алексий впервые литургисал в этом звании в Елоховском соборе. А через пол­года, 23 ноября, им был созван в Москве Собор епископов, на котором было постановлено провести Поместный Собор Русской Православной Церкви для избрания Патриарха Московского и всея Руси на вдовствую­щую после смерти Патриарха Сергия кафедру и принятия «Положения об управлении Русской Православной Церкви».

В конце января 1945 г. в Москву стали съезжаться участники и гости По­местного Собора, оказавшегося небывало представительным. В работе Собора приняли участие Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), митрополит Североамериканский и Алеутский Вени­амин (Федченков), 41 архиерей и 126 представителей приходских сове­тов и мирян Русской Православной Церкви. В качестве почетных гос­тей на Соборе присутствовали: Патриарх Александрийский и всей Аф­рики Христофор II, Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III, Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат, представитель Константи­нопольского Патриарха митрополит Фиатирский Германос, представи­тель Иерусалимского Патриарха архиепископ Севастийский Афинагор, представитель Синода Сербской Православной Церкви митрополит Скоплянский Иосиф, представитель Румынской Православной Церкви епископ Арджешский Иосиф и сопровождавшие их митрополиты, епис­копы, другие лица *34.

На своем втором заседании, состоявшемся 2 февраля 1945 г., Помест­ный Собор приступил к избранию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Епископы, начиная с младшего по хиротонии, поочередно от своего имени, а также от имени духовенства и мирян своей епархии называли имя кандидата на Патриаршую кафедру. Поместный Собор единогласно и единодушно избрал Патриархом Московским и всея Руси Патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Торжественные события, связанные с избра­нием Первосвятителя Московского Патриаршего Престола, заверши­лись интронизацией в Елоховском Богоявленском соборе.

«К субботе 3 февраля собор преобразился,— вспоминал спустя 25 лет оче­видец и участник церемонии интронизации преосвященный епископ Во­локоламский Питирим, в том далеком 1945 г. юный иподиакон Констан­тин Нечаев, а позже митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии.— Тогда во всем ещё были видны следы военного времени и недавнего военного положения Москвы. Стены были темны. На окнах еще не сняты местами светомаскировочные полотнища, а стек­ла верхних ярусов перекрещены защитными полосками бумаги. Но теперь собор расцвел. Расцвел самым буквальным образом гирляндами живой зелени и ослепительно белой сиренью. Старая позолота, блеск начищен­ных подсвечников и разноцветные лампадки, пурпур и золото пасхальных облачений в ярком свете прожекторов кинохроники превратили собор в невиданные райские сады» *35 .

Для проведения торжества интронизации Управлением делами Мос­ковской Патриархии при содействии Совета по делам Русской Право­славной Церкви при Совнаркоме СССР были получены от Народного комиссариата торговли сверхдефицитные в военной Москве и строго нормируемые в продаже материалы: 35 м ковровой дорожки для покры­тия пола в соборе, 25 м красной хлопчатобумажной материи для завесы царских врат главного алтаря, 65 м шелка для шитья покрывала на пре­стол, платов для причащения и других нужд. Кроме того, был выделен лимит на 65 кг пшеничной муки для выпечки просфор *36.

3 февраля на всенощной службе в соборном храме Патриарший Мес­тоблюститель не присутствовал, но зато все прибывшие в Москву иерархи Поместных Православных Церквей были удостоены торжественной встречи под пение Патриаршего хора и звон колоколов внутри собора, в которые звонила алтарница мать Евдокия. Всенощное богослужение святителям Московским возглавлял Патриарх Александрийский Хрис­тофор, а помазывал у праздничной иконы Патриарх Антиохийский Александр. Служба совершалась на греческом, церковнославянском и арабском языках.

После отпуста из царских врат вышел Католикос-Патриарх Каллистрат и обратился к народу со словом. «Его маленькая согбенная фигурка в черном куколе и белизна его бороды в громаде полутемного храма, ти­хая, ласковая, простая речь, отеческий тон его просьбы молиться за но­воизбранного Патриарха были каплей целительного елея» — так вспо­минал о впечатлении от прочувственной речи Патриарха Грузии пре­освященный Питирим *37 .

С раннего утра 4 февраля, несмотря на лютый, обжигающий мороз, Богоявленский кафедральный собор был переполнен. Пускали на службу по пригласительным билетам, которых для духовенства и верующих мос­квичей было роздано 2000 шт. Еще около 800 приглашений было разо­слано Советом по делам Русской Православной Церкви, в том числе чле­нам дипломатического корпуса в Москве и иностранным журналистам *38 . Вокруг храма стояли толпы народа, как на Пасху.

Иерархов Поместных Церквей снова встречали торжественно, под пе­ние хора и трезвон колоколов Елоховской церкви (с этого дня был возоб­новлен звон по всей Москве). Архиереи Русской Православной Церкви появились из алтаря и, пройдя к западным дверям, образовали живой коридор от входа в храм до устроенной у главного алтаря кафедры, на которой уже восседали в облачениях на приготовленных для них местах гости — Главы и представители Церквей православного Востока и ев­ропейских стран.

На торжественную встречу Патриаршего Местоблюстителя Алексия, вступившего в свой кафедральный храм в последний раз в белом митро­поличьем клобуке, вышел кафедральный протоиерей Николай Колчицкий, произнесший теплое приветственное слово. Затем, по русскому обычаю, от имени верующих Москвы профессор А.И. Георгиевский и артист Малого театра С.И. Филиппов поднесли Святейшему Патри­арху хлеб-соль.

Новонареченный Патриарх, стоя на кафедре, выслушал грамоту По­местного Собора о своем избрании. Под пение «Аксиос» митрополит Киевский и Галицкий Иоанн поднес Святейшему Алексию знак Пат­риаршего сана — белый куколь с вышитыми на воскрилиях святителями Московскими. Водрузив куколь на свою главу, Патриарх взял в руку под­несенный митрополитом Крутицким Николаем вызолоченный и укра­шенный бриллиантами Патриарший жезл-посох, сделанный по образцу древнего посоха митрополита Петра. Его прислала в дар Святейшему ленинградская паства.

Затем у царских врат Первосвятитель коленопреклоненно произнес первую Патриаршую молитву о своем служении и о спасении паствы. После приветствия от гостей, возгласивших ему вместе с народом и духовенством многолетие, на кафедре произошло об­лачение Его Святейшества по Патриаршему чину, а затем служение литургии. По окончании чтения запричастного стиха настоятель кафедрального со­бора протоиерей Николай Колчицкий огласил пер­вое послание новоизбранного Патриарха к архипас­тырям и верным чадам Русской Церкви.

По завершении литургии был совершен торже­ственный молебен, перед которым Святейший Пат­риарх Алексий приветствовал присутствовавших святителей, пастырей и всю паству в великий день своего вступления на престол Московских Пат­риархов: «И вот ныне промышлением Божиим я призываюсь приобщиться подвигу первосвятителей Москов­ских. <...> Исповедую свою немощь, свое недосто­инство, но вместе с тем свидетельствую и свою веру в действенность благодати Божией, врачующей не­мощное и восполняющей оскудевающее. Испове­дую и надежду свою на помощь молитв и благосло­вений великих первосвятителей Церкви Российской древних и позднейших, коих недостойным преемни­ком судил мне быть Господь» *39 .

После молебна Патриарха Алексия приветствовали представители от автокефальных Церквей, представитель правительства СССР Г. Г. Кар­пов, а также архиепископ Григорий и митрополит Николай *40 .

В заключение описания волнующей церемонии интронизации при­ведем еще одно воспоминание епископа Питирима (Нечаева): «В тот день Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию многолетие возглашалось дважды. С амвона, после того, как он, прочитав молитву коленопреклоненную, дал целование Патриархам, и после мо­лебна. <...> Второе многолетствование произносили по диптиху всем Патриархам, начиная с Константинопольского, все московские прото­диаконы, цвет протодиаконства того времени <...>. Нашему Патриарху возглашал многолетие престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмин Холмогоров. Это был один из замеча­тельнейших русских протодиаконов, редкого музыкального дарования, неповторимой красоты голоса и беспорочной жизни. <...> Казалось, что-то мягкое, звучное, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполнял собой все, звучал в каждой частице пространства. <...> Это был «Михал Кузьмич». Это была его лебединая песнь, послед­ний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы» *41 .

Вся церемония интронизации была за­снята операторами Центральной студии документальных фильмов на кинопленку и вошла как эпизод в фильм-хронику «Помест­ный Собор Русской Православной Церкви 1945 г.» (режиссер — М. Славинская) *42 . <.../>

«Чудное было торжество,— вспоминал в одном из своих писем И. С. Ефи­мов.— Прекрасное старое пение, толпа митр, сверкающих алмазами, как изморозь, прекрасные лица и прекрасные восточные лица наших антиохийских и александрийских гостей, которые мы там хорошо нарисо­вали. И удивительное блаженство было, которое никогда себе нельзя позволить — под райскую музыку служения открыто рисовать темы Тинторетто» *43 .

Вечером 6 февраля в Большом зале Московской государственной кон­серватории им. П. И. Чайковского был устроен концерт духовной му­зыки для членов и гостей Поместного Собора. В программе концерта выступил Патриарший хор Богоявленского Елоховского собора под управлением регента В. С. Комарова. Состав хора был усилен пригла­шенными певцами из Русского народного хора им. М. Пятницкого, а со­листкой выступала народная артистка РСФСР Н. Д. Шпиллер. В концерте хором были исполнены «Гимн Советского Союза» и произве­дения церковных композиторов А. Д. Кастальского, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова и Д. С. Бортнянского *44 .

25 февраля 1945 г. Святейшим Патриархом было утверждено «Поло­жение о Богоявленском соборе в Москве», которым было определено:

1. Богоявленский собор в Москве именовать Патриаршим Богоявлен­ским собором.

2. Установить, что настоятель Патриаршего Богоявленского собора за особые заслуги пред Святой Церковью может быть возводим особым указом Патриарха в звание протопресвитера.

3. В Патриаршем Богоявленском соборе устанавливается должность сакеллария (ключаря).

В тот же день настоятель собора протоиерей Николай Колчицкий был возведен в сан протопресвитера *45 .

40-е гг. XX в. ознаменовались и другими важнейшими в истории Церкви событиями, связанными с возвращением древних святынь Православия для поклонения верующему народу. Еще в 1944 г. появились сведения о передаче в Елоховский храм списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери *46.

Знаменитая святыня москвичей — чудотворный список XVII в. с об­раза Божией Матери «Казанская» — с 1636 г. находилась в Казанском соборе на Красной площади, из которого московский Казанский образ в 1918 г. был похищен и доныне его местонахождение неизвестно *47 . По­читаемый список, находящийся в Богоявленском Елоховском храме, происходил, по всей видимости, также из Казанского собора.

Сохранились основанные на устном предании и не подтвержденные документально сведения о том, что чудотворный список Казанской иконы Божией Матери еще до 1930 г. был перенесен из Казанского собора в Бо­гоявленский Дорогомиловский собор, а оттуда в 1930 г. был передан в церковь Богоявления в Елохове *48 . По другой версии, после закрытия Казанского собора 13 мая 1930 г. его община перешла в старинный храм свт. Николая в Хлынове, на Б. Никитской ул. Туда же верующими были перенесены несколько икон, в том числе чудотворный образ *49 . Но вскоре и Николо-Хлыновский храм постигла та же участь, что и Казанский со­бор: постановлением Президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1932 г. он был закрыт, а затем разорен и снесен *50 . Образ Казанской Богомате­ри был отдан в Богоявленский Дорогомиловский кафедральный собор *51 . Но и этот величественный храм был закрыт постановлением Прези­диума Мособлисполкома от 2 июля 1938 г. и через 3 месяца разрушен *52 . Достоверных же сведений о местонахождении этой иконы в конце 30-х — начале 40-х гг. XX в. не обнаружено.

Первое официальное упоминание о нахождении в Елоховском храме чтимого списка Казанской иконы Божией Матери относится к 1944 г., когда было отмечено ее пребывание на «лоне местного образа Богома­тери» в иконостасе главного алтаря. Но затем, ко дню открытия Помест­ного Собора 1945 г., по всей видимости, икона была передана на понов-ление и реставрацию ее серебряного оклада, украшенного камнями, жемчугом и стеклярусом. Храмовая летопись содержит упоминание о праздновании в 1955 г. десятилетия возвращения верующим Казан­ского чудотворного образа. Отмечено также, что первым иностранным богомольцем, обратившимся с молитвой в Патриаршем соборе к Казан­ской иконе Божией Матери, был Румынский Патриарх Никодим, посе­тивший храм 28 октября 1946 г., но отнюдь не Главы автокефальных Пра­вославных Церквей, молившиеся в Елоховской церкви в начале февраля 1945 г. *53 . Следовательно, можно предположить, что помещение святыни после реставрации на ее постоянное место в местном ряду главного ико­ностаса собора, скорее, относится ко второй половине 1945 года…

Публикуется по изданию «Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода», ЦНЦ «Православная энциклопедия», Москва, 2004 г.

Примечания

1. От внешнего к внутреннему: Жизнеописание Н. Е. Пестова / Сост. епископ Сер­гий (Соколов). Новосибирск, 1997. С. 111.

2. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 119.

3. Обращение митрополита Московского и Коломенского, главы Православной Церкви в России Сергия к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Цер­кви» от 22 июня 1941 г. // Правда о религии в России. М., 1942. С. 15-17.

4. Речь митрополита Сергия на молебне о победе русского воинства 26 июня 1941 г. //Тамже. С. 83-86.

5. Этот факт приводил в своем воззвании к верующим епископ Уманский Иосиф в апреле 1944 г. (см.: Отечественные архивы. 1995. № 3. С. 51).

6. Слово митрополита Алексия, произнесенное за Божественной литургией в Бо­гоявленском соборе 10 августа 1941 г. // Правда о религии в России. М., 1942. С. 104.

7. Евлогий (Смирнов), архиеп. Это было чудо Божие. М., 2000. С. 131.

8. Лубянка в дни битвы за Москву. М., 2002. С. 13-14.

9. Указ Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского, от 15 декабря 1941 г. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. 3. Оп. 2. Д. 16. Л. 4); Казем-Бек А. А. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды: Юбил. сб. к 120-ле­тию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия. М., 1998. С. 117.

10. Восточные Патриархи и Московская Патриархия едины в борьбе с фашистскими угнетателями // Правда о религии в России. М., 1942. С. 269.

11. Письмо митрополита Николая (Ярушевича) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 28 февраля 1942 г. / Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 49.

12. Письмо митрополита Николая (Ярушевича) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 31 октября 1942 г. // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 59-60.

13. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 17. Л. 55.

14. Письмо митрополита Николая (Ярушевича) Блаженнейшему митрополиту Сер­гию от 28 февраля 1942 г./ Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 49.

15. Георгиевский Г. П. Пасха 1942 года, Москва // Правда о религии в России. М., 1942. С. 215.

16. Там же. С. 217-218.

18. Моршанский Н. В этот день // Правда о религии в России. М., 1942. С. 226.

19. Соколова Н. Н. Под кровом Всевышнего. С. 49.

20. Акимов А., прот. Поздравление юбиляру-протодиакону // ЖМП. 1970. № 4. С. 27-28.

21. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 202-203.

22. Александр (Толстопятое), еп. Молотовский. Годовщина знаменательных для Русской Церкви событий (4-8-12 сентября 1943 г.) // ЖМП. 1944. № 9. С. 9-10.

23 Церковное торжество в Москве 12 сентября 1943 г. // ЖМП. 1943. № 1. С. 21.

24. Речь Святейшего Патриарха Сергия в кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы, в день интронизации, 12 сентября 1943 г. // ЖМП. 1943. № 2. С. 8.

25. Пребывание делегации Англиканской Церкви в Москве // Там же. С. 18-23.

26. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину от 30 сентября 1943 г. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1994. № 3. С. 142.

27. Николай (Ярушевич), митр. Пасха 1944 г. в Москве // Там же. 1944. № 5. С. 11.

28. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину от 19 апреля 1944 г. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1994. № 3. С. 146.

29. Извещение Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 мая 1944 г. //Известия. 1944, № 116, 16 мая. С. 4.

30. Дневники Святейшего Патриарха Алексия (Симанского): В 4 т. Дневниковая запись от 15 мая 1944 г. [Машинопись]. (Архив ЦНЦ «Православная энцикло­педия». Ф. 2. Т. 1. (1943-1950). С. 71-72.

31. Надгробное слово, произнесенное протоиереем Н. Ф. Колчицким во время отпе­вания Патриарха Сергия 18 мая 1944 г. // Патриарх Сергий и его духовное на­следство. М., 1948. С. 175.

32. Письмо Г. Г. Карпова в Совнарком СССР от 19 мая 1944 г. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1999. № 6. С. 185.

33. Описание церемонии прощания с почившим Святейшим Патриархом Сергием и его погребение выполнено по публикации: Кончина и погребение Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 6. С. 5-9.

34. Цыпин р., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 135-136. ,

35. Питирим, еп. Волоколамский. Этот день принадлежит Церкви // ЖМП. 1970. № 2. С. 26.

36. Справка об организационных мероприятиях в Москве, подписанная Г. Г. Карпо­вым 23 декабря 1944 г. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 32. Л. 63). Содействие властей проявилось и в направлении 3 и 4 февраля 1945 г. нарядов милиции для поддер­жания порядка у собора, и в выделении санитарной кареты с врачом для дежур­ства вблизи собора, и в организации киносъемок торжества интронизации. См.: Справка о подготовке Поместного Собора, подписанная Г. Г. Карповым (без даты). (Там же. Л. 83-87).

37. Питирим, еп. Волоколамский. Этот день принадлежит Церкви. С. 27.

38. Справка о подготовке Поместного Собора, подписанная Г. Г. Карповым (без даты). (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 32. Л. 86-88). Подготовка и издание пригласи­тельных билетов были возложены на директрра Государственного издательства художественной литературы (Гослитиздат) П. И. Чагина.

39. Исторические дни: Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия — 4 февраля 1945 г. // ЖМП. 1945. № 2. С. 64.

40. Там же. С. 58-73.

41. Питирим, еп. Волоколамский. Этот день принадлежит Церкви. С. 29.

42. В 2001 г. Издательским Советом Русской Православной Церкви была выпущена видеокопия этого фильма.

43. Ковалик О. Сорок ушедших ликов // Общая газета. 1995. К2 12(88), 23-29 марта.

44. Программа концерта б февраля 1945 г. в Большом зале консерватории (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 32. Л. 89, 113).

45. Положение о Богоявленском соборе в Москве // ЖМП. 1945. № 3. С. 10.

46. Богословский Т. М. Московские святыни: Казанская икона Божией Матери // Там же. 1944. № 10. С. 31-32.

47. Чугреева Н. Н. Державная заступница. Чудотворные иконы Богородицы Казан­ской в Смутное время: Ярославская и Московская // Светильник. М., 2003. № 1 (2). С. 3-36.

48. Акимов А., прот. Московский Богоявленский Патриарший собор: Очерк. 1971. [Машинопись]. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. 2. С. 26-30); Бо­гоявленский кафедральный собор / Сост. Т. П. Пальгунова. М., 2001. С. 14.

49. Козлов В. Возрождение святыни: Казанский собор Москвы и XX в. // ЖМП. 1993. №12. С. 4-5.

50. Протокол № 3 заседания Комиссий по делам культов при ЦИК СССР от 26 мая 1932 г. (ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 15. С. 20-32

51. Акимов А., прот. Московский Богоявленский Патриарший собор. С. 37.

52. Крылова Т. О. История Дорогомиловской ямской слободы и церкви Богоявле­ния Господня. М., 1997. С. 44, 141.

53. Несмелое П. Богоявленский Патриарший собор, что в Елохове: Из церковных летописей // ЖМП. 1955. № 2. С. 63-64.

Приложение

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ ГЛАВА ПРАВОСЛАВ­НОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮ­СТИТЕЛЬ БЛАЖЕННЕЙШИЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ, ОБРАТИЛСЯ К ПАСТЫРЯМ И ВЕРУЮЩИМ СО СВОИМ ПОСЛАНИЕМ, РАЗОСЛАННЫМ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПО ВСЕМ ПРИ­ХОДАМ. В НЕМ ОН БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ВСЕХ ПРАВО­СЛАВНЫХ НА ЗАЩИТУ СВЯЩЕННЫХ ГРАНИЦ НАШЕЙ РОДИНЫ.

ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ ХРИСТОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, при­знающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает род­ную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов пра­вославного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его по­жертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу» Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опас­ностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и ве­рой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готов­ностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчисли­мые тысячи простых православных воинов, безвестные имена кото­рых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловьи Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жерт­вует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, па­стырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживае­мому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая из­мена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертво­вали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.

Господь нам дарует победу.

ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

МОСКВА. 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

В ОКТЯБРЕ 1941 ГОДА, КОГДА НЕМЦЫ ПРЕД­ПРИНЯЛИ НАСТУПЛЕНИЕ НА МОСКВУ, КОГДА ЕЙ УГРОЖАЛА НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, И НАСЕЛЕНИЕ ПЕРЕЖИВАЛО ТРЕВОЖНЫЕ МИНУТЫ, МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ВЫПУСТИЛ ПОСЛАНИЕ К МОСКОВСКОЙ ПАСТВЕ. ЭТО ПОСЛАНИЕ ТАКЖЕ БЫЛО РАСПРОСТРАНЕНО ПО ПРИХОДАМ И ОГЛА­ШЕНО В ХРАМАХ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ, СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛАЕТ МИРА И В ВЕРЕ ПРЕУСПЕЯНИЯ

Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, повидимому, напрягает все свои силы. Огнем и мечом проходит он нашу землю, грабя и разрушая наши села, наши города.

Но не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему прини­мать и огненное крещение для спасения родной земли.

Силен враг, но „велик Бог земли русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить

этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами покров Пре­святой Девы Богородицы,

Просмотров: 361 | Добавил: throbount | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Суббота, 05.07.2025, 23:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz