16 января 2014 г.
Приглашаем вас в Византию эпохи Палеологов, чтобы полюбоваться мозаиками церкви Хора.
На третий день после захвата Константинополя Мехмед Второй вступил в город, и он стал Стамбулом – столицей османского государства. Уцелевшие христианские храмы завоеватели превратили в мечети. Среди стамбульских мечетей была и Кахрие Джами - бывшая церковь Хора, построенная в 11 веке. Хора - буквально означает "в полях", "за городом". Монастырь, к которому принадлежала церковь, первоначально находился вне городских стен, полное название храма - Церковь Христа Спасителя в Полях.
Монастырь был расположен близ западной стены Константинополя, в самом слабом месте византийской обороны, на него пришелся мощный удар турецкого воинства, однако каким-то чудом в церкви Хора сохранились в изобилии мозаики, созданные в 1316-21 годах. Их не уничтожили при захвате Константинополя, не сбили и позднее. Почему некоторые уцелевшие в церквях мозаики были не сбиты, а замазаны штукатуркой? Возможно, для турок это было самое простое и наименее трудоемкое решение, спасительное для немногих сохранившихся фрагментов византийского искусства – их словно законсервировали. Есть версия, что мозаики церкви Хора были закрыты не сразу, это подтверждает и название существовавшей в ее стенах мечети: Кахрие Джами – мозаичная мечеть.
Когда в 1948 году церковь Хора открылась как музей Карие (Kariye Mzesi), мозаики, освобожденные от слоя штукатурки, предстали в своей почти первозданной сохранности – трудно поверить, что им почти 700 лет. И еще труднее поверить, глядя на эти совершенные произведения, что они созданы в эпоху экономического, политического, социального упадка Византии, когда она доживала последние из отпущенных ей десяти веков. Это был прощальный взлет византийской культуры, названный, по имени правящей династии Палеологов, "палеологовским ренессансом".