Портрет Ермака был опубликован в 1832 году в книге Хомякова "Ермак. Трагедия". Монограмма выдающегося деятеля русской культуры, историка, археолога, писателя и художника-любителя Алексея Николаевича Оленина в центре под изображением объясняется следующим. К личности Ермака А.Н.Оленин испытывал особый интерес, поскольку ему было известно, что в одном из летописных сборников дед Ермака именовался "Афанасий Григорьевич Аленин". Затем, будучи знатоком древнерусского оружия, он посвятил специальное исследование изображению Ермака, опубликованному в 1821 году Г.И.Спасским. По рисунку К.Брюллова была выполнена гравюра М.Богучаровым и М.Ивановым, полностью совпадающая с рассматриваемой. Можно предположить, что в 1832 году Скотников копировал вышеупомянутый лист М.Богучарова и М.Иванова. Портрет без фона, в рост, 3/4 вправо. Ермак изображен в шлеме и кольчуге, с мечом на левом боку. Правая рука у пояса, левая на рукояти меча. На груди в круге "печать царская" - Двуглавый орел с надписью по периметру (не читается). Другой орел в центре фестончатого запона на поясе. Коментарии: Скотников Егор Осипович - гравер, работавший на меди резцом, родился около 1780 г., получил образование в Императорской Академии Художеств, в которой главным его наставником был Клаубер. Обучаясь в академии, получил в 1799 и 1801 гг. малую золотую медаль за гравюру ""Лукреция"" с картины Г. Булоня. В 1804 г. при окончании академического курса был награжден большой золотой медалью за гравюру ""Распятие"" с картины Ш. Лебрена. В 1809 г., за ту же гравюру ""Распятие"" признан академиком. Поселившись в Москве, вел очень нетрезвую жизнь, что отразилось на качестве его работ, которые становились все более и более посредственными. Умер в Москве, в 1843 г. Всех его произведений - гравюр с картин и рисунков, портретов, книжных иллюстраций, виньеток и пр. - Д. Ровинский (""Полный Словарь русских граверов"") насчитывает 204. Лучшее между ними - вышеупомянутое ""Распятие"". Кроме того, заслуживают быть упомянутыми гравированные Скотниковым портреты П.С. Валуева , поэта Баратынского (с оригинала К. Брюллова ), И.И. Дмитриева, цесаревича Александра Николаевича (с рисунка О. Кипренского ), четыре воспроизведения картин Эрмитажной галереи, в очерках, помещенные в ее описании изд. Фр. Лабенским, и 24 таких же очерков, в издании галереи гр. Строгонова. Ермак Тимофеевич - завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению профессора Никитского , есть изменение имени ""Ермолай""; другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо , Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка , пошла вверх по Каме и в июне 1579 г. прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых . Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев. 1 сентября 1581 г. дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку; участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьевым и др.), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись) и только весной, по реке Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец на Иртыше, под Чувашевом, казаки нанесли окончательное поражение татарам. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи. 26 октября 1582 г. Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. В декабре военачальник Кучума Маметкул истребил, из засады, один казацкий отряд на Абалацком озере; но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула, на реке Вагае. Лето 1583 г. Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по реке Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия г. Сибири, Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю - атамана Кольцо. Иоанн IV принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратников. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары изменнически убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу. 6 августа 1584 г. погиб и Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу; Кучум ночью напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Ермак, по преданию, бросился в реку и утонул, не доплыв до своего струга. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, ""его мужество, предводительский талант, железную силу воли""; но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Литература: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.2. СПБ. 1887, стлб. 964, № 7
Источник: school-collection.edu.ru
|
|