Мой сайт
 
Главная » 2014 » Август » 8 » Ермак и его дружинники на урале. Археология и краеведение Урала
10:22

Ермак и его дружинники на урале. Археология и краеведение Урала





Ермак Тимофеевич Аленин – профессиональный воин, атаман казачьей дружины, одержавший ряд значительных побед над правителями Сибирского ханства.

Жизненный путь

Дата
Первая половинаXVI века Родился. 1571 Отражал под стенами Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея. До 1579 Участвовал в Ливонской войне. 1579/80 Находился на службе у Строгановых. 1581 1 сентября 1581 года выступил в поход в Сибирь. 1582 26 октября 1582 года взял Искер. 1583 В течение 1583 года совершал походы на татарские городки и улусы по реке Иртышу и Оби. 1585 Оставил Искер. 1585 Умер 5-6 августа 1585 года.

Труды и достижения

Дата
1581 С 1581 по 1585 годы совершил военный поход на территорию Сибирского ханства, положив начало присоединению Сибири к России.

Происхождение

Происхождение Ермака до сих пор является предметом споров многих историков и исследователей. На сегодняшний день наука предлагает несколько версий.

Одно из преданий гласит, что он был родом с берегов Камы. По данным Черепановской летописи, Ермак отлично знал местные реки, часто ходил по Каме, Чусовой и даже по реке Тагил переваливал в Азию. Потом его забрали служить в казачье войско.

Другой источник указывает на то, что Ермак был уроженцем Качалинской станицы на Дону. В последнее время всё чаще говорят о Борецкой волости как о родине Ермака. Центр волости существует и сегодня - это деревня Борок Виноградовского района, что в Архангельской области.

Совсем недавно была озвучена версия поволжско-приуральского (татарского) происхождения Ермака. Согласно ей, легендарный атаман был крещён в православную веру уже в зрелом возрасте.

Некоторые утверждают, что само имя знаменитого казака Ермак - это, скорее всего сокращение от имени Ермолай. Другие историки и летописцы считают, что Ермак - производное от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. Существует даже мнение, что «Ермак» - это прозвище, и оно было образовано от названия котла для приготовления пищи.

Как бы то ни было, но биография Ермака до его походов в Сибирь, превративших простого казака в легенду и символ сибирского казачества, до сих пор остается загадкой.

Из летописных источников следует, что дед Ермака - Афанасий Григорьев Аленин был в Суздали посадским человеком, затем перебрался во Владимир, где занялся извозом. Его сыновья - Родион и Тимофей переселились на реку Чусовую, где у Тимофея родились 3 сына: Гавриил, Фрол и Василий (Ермак).

Первые упоминания о Ермаке

Изначально Ермак был атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда.

Первые упоминания о ратных делах Ермака относятся к 60-м годам XVI века. Достоверно известно, что до того, как отправиться в Сибирь, Ермак два десятилетия служил на южной границе России. По некоторым данным в 1571 году вместе со своей дружиной отражал под стенами Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея, принимал участие в Ливонской войне. Во время Ливонской войны он был одним из самых известных казацких воевод. Польский комендант города Могилёва доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Опытными воеводами были и ближайшие сподвижники Ермака: Иван Кольцо, Савва Болдырь, Матвей Мещеряк, Никита Пан, не раз водившие полки в войнах с ногайцами.

Служба у Строгановых

В то время в Приуралье хозяевами себя чувствовали богатые промышленники Строгановы, получившие от царя грамоту на «камские изобильные места». В 1579/80 году Ермак был приглашен ими на службу. По одной из версий, его дружина, спасаясь от московских воевод, пошла вверх по Каме и в июне 1579 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых, где казаки жили затем два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев.

Причины Сибирского похода

В организации похода Ермака совпали интересы правительства, Строгановых и самих казаков. Строгановы имели разрешение строить укреплённые городки и набирать на военную службу «охочих людей», но немногочисленные отряды «охочих людей», пусть даже и под прикрытием деревянных стен острогов, не могли долго сдерживать набеги воинов Кучума – правителя Сибирского ханства, подчинившего себе коренные народности Западной Сибири — вогулов и остяков. По данным русского Посольского приказа, Кучум мог выставить до десяти тысяч воинов, в основном конных. Кроме того, он мог привлечь и отряды подвластных ему вогульских и остецких «князей». Кучум поддерживал отношения с ногаями и бухарским ханом. Незадолго до похода Ермака в Сибирь из Бухары прибыл Шер-бети-шейх во главе отряда в сто человек. Таким образом, Кучум обладал довольно большими, особенно по сибирским меркам, силами. В то же время, Строгановы рассчитывали на расширение собственных владений за счет сибирских земель. А правительству были невыгодны постоянные набеги на восточных границах государства. По этим причинам против Кучума было решено организовать поход.

Вопрос подготовленности похода

Историки спорят о роли правительства в походе Ермака, роли Строгановых и самих казаков в его организации, дате начала похода и форме и сроках его проведения (с ходу или после тщательной подготовки), о численности казачьей дружины и о происхождении и личности самого Ермака. Эти споры связаны с противоречивостью основных источников — сибирских летописей. В последние годы был значительно расширен круг источников, освещающих историю похода Ермака. Были введены в оборот народные предания, дипломатические документы, челобитные участников похода.

Сопоставление сообщений письменных источников и преданий с археологическим материалом говорит в пользу версии о том, что поход Ермака был совершен не сходу, а после его достаточной подготовки — испытания в боях возможного противника (вогуличей), изучения местных речных путей, пополнения состава дружины, снаряжения и продовольствия.

Инициатива этого похода, по Есиповской и Ремезовской летописям, принадлежала самому Ермаку; участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и др.), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Численность дружины

Что касается вопроса о численности дружины Ермака в походе, Сибирские летописи говорят о 640 казаках, к которым Строганов добавил еще 40 человек и часть из них являлась проводниками, другие примкнули добровольно. Историк Миллер опровергает эту точку зрения, указывая на то, что путь в Сибирь должен был быть непростым, и во время похода должно было погибнуть значительное количество людей – от недостатка съестных припасов и стычек с местным населением. К тому же, некоторые из них просто могли свернуть с пути, потеряв надежду на благополучный исход похода. А взятие ханской столицы не могло состояться с таким небольшим количеством людей. Миллер ссылается на данные Ремезовской летописи, и называет цифру 6 тысяч человек (которая также должна была уменьшаться во время похода). При этом он добавляет, что факт побед, одержанных Ермаком на территории Сибирского ханства, остается при этом все равно удивительным, т.к. для подобного рода мероприятия это слишком небольшой размер отряда.

Структурная организация

У дружины Ермака в походе была четкая структурная организация. Ермак считался главой всей дружины. Самыми видными после него были два его друга, носившие знание атаманов — Иван Кольцов и Иван Гроза; к ним можно присоединить пятидесятника Богдана Брягу пли Брязгу, который, хотя был чином ниже, но, как любимец Ермака, имел не меньшее значение, чем оба предыдущие. За этими тремя следовали 4 есаула, которые были выбраны из рядовых казаков; их должность состояла в выполнении обязанностей адъютантов и секретарей. За ними шли сотники или начальники над сотнями. Все войско было разделено на отряды по сто человек каждый. Такой отряд в свою очередь имел двух пятидесятников, из которых каждый был начальником пятидесяти человек, и одного знаменщика, носившего знамя, а каждые десять человек имели своего десятника.

Вооружение

Рать Ермака была хорошо вооружена. На струги было установлено несколько пушек. Кроме того, у казаков имелось триста пищалей, дробовые ружья и даже испанские аркебузы. Пушки стреляли на двести — триста метров, пищали — на сто метров. Чтобы перезарядить пищали, требовалось несколько минут, то есть по нападавшей татарской коннице казаки могли сделать только один залп, а затем начинался рукопашный бой. По этой причине огнестрельное оружие имело не более одной трети казаков, остальные были вооружены луками, саблями, копьями, топорами, кинжалами и самострелами. Чтобы поднять настроение казаков, Ермак взял с собой разные музыкальные инструменты: барабаны, литавры и трубы.

Поход за Урал

1 сентября 1581 года дружина Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремезовская летопись) и только весной, по реке Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру, где начинались владения Сибирского хана.

По пути следования отряд Ермака выиграл ряд мелких сражений с местными феодалами (в устье реки Туры, на Тоболе, у Березового и Караульного яров). Взяв городок советника хана Кучума - Карачи, Ермак отправился к столице хана - городку Искеру на Иртыше.

Взятие Искера

Перед штурмом Искера казаки собрались на свой традиционный «круг», чтобы решить, напасть ли на город или отступить. Были и сторонники и противники штурма. Но Ермак сумел убедить сомневающихся: "Не от многих бо вои победа бывает". Хану Кучуму удалось собрать за укреплениями на Чувашском мысу действительно большие силы. Здесь находилось целое ополчение из всех подвластных хану «улусов». Первый приступ казаков не удался. Второй штурм также не принес успеха. Но тут хан Кучум допустил гибельную ошибку, приказав своим воинам атаковать казаков. Татары, разломав в трёх местах укрепления, вывели свою конницу в поле и со всех сторон устремились на небольшую рать Ермака. Казаки встали плотными рядами, заняв круговую оборону. Пищальники, сделав выстрел, отходили в глубину строя, перезаряжали оружие и снова выходили в первые ряды. Стрельба из пищалей велась непрерывно. Если татарской коннице всё же удавалось приблизиться к казацкому строю, то русские ратники встречали врага копьями и саблями. Татары понесли огромные потери, но прорвать казацкий строй так и не смогли. В бою был ранен предводитель татарской конницы Маметкул. Хуже всего для хана Кучума было то, что его наспех собранное войско стало разбегаться. Вогульские и остяцкие отряды «убегоша во свои жилища». Отборная ханская конница понесла невосполнимые потери. В ночь на 26 октября 1582 года хан Кучум бежал из столицы. На следующий день в Искер вошел Ермак со своей ратью. Здесь казаки нашли значительные запасы продовольствия, что было особенно важно, так как предстояло зимовать в Сибирском «царстве».

Сопротивление Кучума

В декабре военачальник Кучума Маметкул истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере; но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взяв в плен Маметкула, на реке Вагае. Первая зимовка Ермака в завоеванном Искере стала трудным испытанием. Не прекращались бои с конными отрядами Маметкула, наносившими быстрые, коварные и подчас весьма болезненные удары. Татары мешали казакам ловить рыбу, охотиться, поддерживать отношения с местными вогульскими и остяцкими «князьями». Быстротечные схватки нередко перерастали в упорные, кровопролитные бои.

Завоевания 1583 года

Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по реке Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. Выйдя на реку Обь, казаки попали в малонаселенные места и после трехдневного плавания по великой реке повернули обратно.

Посольство к Ивану IV

Из-за постоянных боев казаков в походе становилось всё меньше и меньше. Ермак решил просить подмоги у царя Ивана Грозного. В Москву из Искера была отправлена первая станица из двадцати пяти казаков с атаманом Черкасом Александровым во главе. Собранный ясак повезли на двух стругах. Кроме ясака Черкас Александров повез в Москву донесение Ермака о «сибирском взятии».

Царь Иван Грозный сразу оценил важность полученного донесения. Посольство было встречено милостиво. Было принято решение о подготовке зимнего похода на помощь Ермаку. Но потом поход был отсрочен, так как выяснилось, что зимой Уральские горы непреодолимы для конницы. Отряд стрельцов повел к Ермаку воевода князь Семен Болховской. Царским повелением Строгановым было приказано подготовить пятнадцать стругов.

Зимовка 1584 года

Отряд Болховского прибыл в Искер в 1584 году, но радость казаков была недолгой. Подкрепление было немногочисленным, кроме того, стрельцы не привезли с собой продовольствия, казаки же сумели заготовить припасы только для себя.

Зимовка оказалась тяжелой: сорокаградусные морозы, сильные ветры, глубокие снега. Охота почти ничего не давала. Все присланные стрельцы вместе с воеводой Семеном Болховским умерли от голода.

Оставление Искера

После голодной зимы численность отряда Ермака катастрофически сократилась. Чтобы сберечь уцелевших людей, атаман старался избегать столкновений с татарами, но сражений удавалось избегать не всегда, и в таких тяжелейших условиях Ермак, командуя оставшимися казаками, одержал несколько блестящих побед.

Весной 1585 года Искер был окружен воинами Карачи — главного ханского сановника. Обложив город плотным кольцом разъездов, Карача остановился в трех верстах от Искера, на Саусканском мысе. В стане были его сыновья, слуги, отборные телохранители. Он надеялся взять город осадой и голодом, но Ермак нашел выход из этой непростой ситуации. Тёмной июньской ночью несколько десятков казаков во главе с Матвеем Мещеряком незаметно вышли из города и напали на стан Карачи. Казаки порубили стражу. На месте схватки остались лежать два сына Карачи, но сам он сумел бежать. На следующий день Карача снял осаду Искера и стал отступать на юг. Ермак с сотней своих казаков устремился следом за ним. Это был последний поход легендарного казачьего атамана. Сначала поход проходил удачно, казаки одержали над татарами две победы: возле Бегичева городища и в устье Ишима. Но затем последовал неудачный штурм городка Кулары. Атаман приказал двигаться дальше. По реке казацкие струги поднялись до урочища Атбаш, окруженного непроходимыми лесами и болотами.

Гибель Ермака

Из этого похода Ермаку не было суждено вернуться. Обманутый слухами о задержании татарами каравана бухарских купцов, отряд Ермака продолжил преследование татар и попал в ловушку. В ночь с 5 на 6 августа татары напали на его дружину.

Атаман вступил в бой, пробился сквозь ряды врагов, но, не сумев достичь струга, утонул в Вагае. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.

Место погребения

Одна из последних версий смерти Ермака, основанная на сибирско-татарских сказаниях, говорит о том, что после того, как Ермак утонул, один татарский рыбак выловил его сетью выше по течению от того места, где пал атаман в кровопролитной битве. Позже его имущество, состоявшее из двух подаренных царем московским кольчуг, поделили. А тело Ермака захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили великого казака в почетном месте, но за пределами кладбища, поскольку он не принадлежал мусульманской вере. Подлинность данного захоронения до сих пор не доказана и находится под сомнением. Хотя в Ремезовской летописи есть упоминание о том, где покоится великий атаман: «И назвали (татары) его Богом, и погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной...».

Это место захоронения Ермака упоминается в летописи еще раз при описании калмыцким князем Аблаем гибели Ермака: «Ермак же ваш лежит на Баишевском кладбище под сосной, и в родительские ваши дни столб огненный над ним (Ермаком), а в иные (дни) - свеча кажется татарам, а русским не кажется. К этому (свидетельству) и печать свою приложил».

Значение Сибирского похода

Успех похода Ермака не привел к немедленному присоединению Западной Сибири – это произошло позже. Но разгром Сибирского ханства означал возможность присоединения зауральских земель Россией, а начатое Ермаком дело было продолжено и после его смерти. Уже с 1586 года на завоеванной казачьим войском территории начали вырастать остроги, обороняющие новые поселения и впоследствии превратившиеся в первые русские сибирские города.

Память о Ермаке

Интерес к экспедиции Ермака никогда не иссякал. Ее история обросла множеством легенд. Предводитель казаков стал одним из самых излюбленных героев народных песен и сказаний. О Ермаке еще в XVI веке были сложены предания и песни, но и позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. 6 мая 1904 года в столице донского казачества Новочеркасске Ермаку был поставлен памятник (скульптор В.А. Беклемишев), созданный на средства собранные по добровольной подписке среди донцов.



Источник: www.arkur.ru
Просмотров: 4195 | Добавил: throbount | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Понедельник, 07.07.2025, 15:30
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz